Затем Его Преосвященство обратился с напутственным словом к народу, и по традиции первым коленопреклоненно испросил у духовенства и прихожан прощения. Народное название «Прощеное воскресенье» появилось из-за совершения чина прощения в церквях. Вечером 17 марта 2024 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Прощённое воскресенье: как проходит Чин прощения и какое значение имеет этот день.01 Март 2014. Главная > О монастыре > Новости обители > Чин прощения.
Когда простить нет сил: что нужно знать о Прощеном воскресенье
вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Чтобы прощение наших грехов Богом не сопровождалось несправедливостью, жертва была принесена за эти грехи, но Господь Сам Себя принес в такую жертву. Можно, конечно, упростить чин прощения и свести его к чистой традиции, переняв при этом, положим, обычай отцов-пустынников, которые на время Святой Четыредесятницы уходили из монастырей в Синайскую, Египетскую и другие пустыни. Прообраз современного чина прощения многие усматривают в «правиле», существовавшем в древности в некоей палестинской пустынной обители, о которой говорится в написанном свт.
Вечерня с чином прощения
Главная → Новости / События → Новости → ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ-2023: КАКОГО ЧИСЛА ПРАЗДНИК, У КОГО И КАК ПРАВИЛЬНО ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ. Несколько слов об истории чина прощения. История происхождения этой традиции явно монашеская и связана с монашеским устройством, с монастырским житием. Проповедь на чине прощения 26 февраля 2023 г. Дорогие братья и сестры, нынешний пост проходит, как и в прошлом году, в сложные для нашего Отечества дни — идет братоубийственная война.
Прощеное воскресенье. Чин Прощения.
После этого совершается чин взаимного прощения, когда прихожане земно кланяются настоятелю, прося прощения и благословения на Великий пост. ТК Союз нуждается в поддержке: Группа ВК МузСоюз Также рекомендуем вам посмотреть: Святейший Патриарх Кирилл: Лекции профессора а: Церковный календарь: Читаем Евангелие вместе с Смотрите видео онлайн «Чин прощения 17 марта. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом.
Изначальный смысл Прощеного воскресенья, о котором многие зря забывают
Как же мы можем говорить друг другу «братья и сестры», если мы не будем прощать друг друга? Поэтому, начиная путь Великого поста, мы по традиции Церкви просим друг у друга прощения. Это не значит, что потом, когда мы снова будем ошибаться или грешить друг перед другом, оскорблять или обижать друг друга, не нужно эту просьбу о прощении повторять. Это прощение не покрывает всю нашу жизнь прошлую, а тем более будущую.
Необходимо пребывать в этом чувстве желания просить друг у друга прощения ради того, чтобы говорить друг другу искренне в сердце «брат» или «сестра». Но тем не менее перед началом Великого поста Церковь особым образом напоминает нам о необходимости быть друг с другом искренними. Прося друг у друга прощения, будем это делать искренне.
Не просто говорить слова «Прости меня», «Бог простит», но вкладывать в это свое желание быть друг с другом. И в этот день, как и все люди, греша перед Богом и перед вами, я прошу у вас прощения за все грехи ведомые и неведомые, которые по пренебрежению или, может быть, по излишнему вниманию совершал перед вами. Или если чем вас оскорбил, обидел, не зная об этом, тоже в этом прошу прощения.
Простите меня, дорогие отцы, братья и сестры!
Цари и Патриархи подавали народу пример, искренне испрашивая прощения у подданых. Сегодня эта традиция сохраняется в православных храмах, в том числе и в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Епископ Сергиево-Посадский Парамон перед Чином прощения обратился к верующим с пастырским словом, в котором сказал, что прощение является фундаментом предстоящего подвига Великого поста. И если не простить от сердца брата своего, то тщетны подвиги, коленопреклонения, молитвы к Богу о прощении. Прощение — это милость: «Суд без милости - не сотворшему милости. Какой же милости Господь от нас хочет?
Чтобы открыть двери своего сердца для Божественной любви.
Но означает ли умение прощать, что мы приблизились к богоподобию. Ответ на этот вопрос кроется в другом вопросе: а очистились ли мы от грехов и страстей, ведь грехи и страсти не совместимы с богоподобием?
Скорее всего, ответ будет отрицательным. Во всяком случае, со мной это так. Значит и то умение прощать, которым мы могли бы гордиться, не имеет никакого отношения к тому, что называет прощением Бог, то, что кажется нам таковым, — это лишь чёрствость, равнодушие и закрытость, которая может быть удачно замаскирована показным радушием.
Я не случайно к этой связи упомянул себя, я хочу принести покаяние перед всеми вами именно в этом: в чёрствости, в равнодушии, в невнимательности, в суетливости и спешке, и в тщательно замаскированной закрытости от всего и всех. Простите меня, дорогие отцы, братья и сёстры, и помолитесь о том, чтобы Бог помог мне преодолеть эти, отделяющее меня от Него, страсти, чтобы Он очистил меня и от всех прочих грехов, чтобы соделал из меня христианина по сути, а не по имени! Похожие публикации.
Когда мы беремся пропалывать летом свое поле, то поначалу работа, как говорится, «пугает глаза», но потихоньку, шаг за шагом, с трудом и поклонами, вырываем зловредное терние, могущее заглушить и уничтожить все добрые наши плоды. Так, с помощью Божьей, преодолевши первые трудности, начинаем замечать, что дальше становится уже легче. Легко и радостно оборачиваемся назад, когда видим воспрянувшие, очищенные благородные наши посадки. Легко и радостно собирать нам плоды по окончании долговременной кропотливой работы.
Так и постное время: перед началом кажется тягостным и неудобным, но постепенно, день за днем, освобождая душу свою от греховного терния, ощутимо замечаем уже некоторое облегчение в подвиге. Особенная же радость — светлый пасхальный день, который встречаем с чувством выполненного долга ради перенесенных благих трудов и усилий. Разумный и умеренный пост святые отцы называют основой и утверждением для всех добродетелей. В Прощеное воскресенье вспоминаем мы Адамово изгнание из Рая сладости, которое явилось следствием невоздержания и нарушением заповеди о посте, установленной и для первозданного человека. Посему, как потеряли мы нетление и чистоту через невоздержание от запрещенной снеди, равным способом и обретаем их вновь, утесняя свои телесные потребности, чтобы укрепить и утвердить душу к молитве и богомыслию.
Горькое зелие есть понуждение и терпение поста, а опресноки — ненадмевающееся мудрование. Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата Рая и небесное наслаждение» «Лествица», слово 14. Путь и пример здесь видим мы прежде всего от Самого Господа нашего Исуса Христа. Он постился в течении сорока дней в пустыни, оставив нам образ, чтобы без сомнения подражали Ему и шли Его стопами. И великие Божии угодники и пророки, удостоившиеся особенных высоких откровений и благодати — Моисей, Илия, Даниил, также проходили сорокадневное постное поприще.
Никогда и нигде не хвалят святые отцы тех, кто работает своему чреву. Ибо сердце чревоугодника является вместилищем для всякой нечистоты и скверных пожеланий, а сердце смиренного постника-подвижника — обителью для Божьей благодати, если, конечно, при этом сохранять незлобие, рассудительность и прочие добродетели, без которых все наши дела не могут быть спасительными и богоугодными. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровище на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкопывают и не крадут. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше Мф. Истинное духовное наше сокровище — быть сопричастниками вечной пасхальной радости, которую Господь уготовал любящим Его.
Пост телесный предполагает также и пост духовный, то есть чтобы особенно чутко следить за своим внутренним человеком, за движениями сердца и души. Постника и безмолвника, питающего в сердце памятозлобие и осуждение ближних, святые отцы сравнивают с ядовитым аспидом, скрывающемся в своей норе. Если говорим «прости», а сами не прощаем, если только для видимости из показного тщеславия кланяемся оскорбившему нас брату, а, отошедши на сторону, снова помрачаемся гневом, то напрасно тогда и бдим и постимся, ибо и сам диавол никогда не ест и никогда не спит, но не перестает от этого быть диаволом. Сердце гневливого и сердитого человека — дом и пристанище лукавых бесов. Ничто так не обнажает нас от Божьей благодати, как злопамятство и осуждение, ненависть и клевета.
Здесь видна дорога в самую глубину преисподней и сокровищница вечной муки. Ибо если бы человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящемся к земной жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакивание и самого себя ему недостанет времени, хотя бы он и сто лет прожил и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый Иордан слез. Я наблюдал за плачем истинного покаяния и не нашел в нем и следа злословия или осуждения» «Лествица», слово 10. Как осы и мухи налетают на сладкое, так и дух лукавый устремляется против каждой добродетели, чтобы примешать к ней что-нибудь вредоносное и повернуть вспять спасительное начинание. Постное воздержание установили нам святые отцы для того, чтобы облегченною душою стяжали мы любовь и смирение, кротость и милосердие к ближним.
Лукавые духи, напротив, стараются надмевать сердце постящегося тщеславием и возношением и учат его презирать слабейших своих собратьев. Человек самолюбивый всегда склонен к жестким и резким обличениям, тот же, кто говорит к брату по любви, будет говорить о деле так, словно бы рассказывая о своей собственной немощи, и, без сомнения, достигнет лучшего результата. Ибо известно, что жестокое и оскорбительное слово может смутить и доброго человека и подвигнуть его на гнев, тогда как слово доброе, сказанное с кротостью, действительно сильно в том, чтобы исправить зло в любом человеке и наставить его к добродетели. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Ты кто, осуждающий чужого раба?
Пред своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Господь поставить его Рим. Постимся ли, бдим ли, кладем ли многие поклоны и прочим образом смиряем свое тело, должно всегда еще при этом помнить, что это — не «самоцель», а лишь средство к достижению истинной цели: мира и очищения души. Что даже и сверхъестественное телесное подвижничество не принесет нам никакой пользы, если не будем при этом сохранять нашу первую заповедь о любви к Богу и ближнему. Когда мы живем в большой семье, то любим всех своих домочадцев, терпим и смиряемся с их немощами, переносим неприятности и досады, которые они нам причиняют, всегда думаем, как их поддержать и утешить. Но подобную и еще большую любовь должны мы иметь не только к близким своим родственникам, а также и ко всем окружающим людям.
Истинная любовь познается именно в прощении злословия и оскорблений, тогда, когда претерпевши уничижение от ближнего, болеем душой не о себе, а о своем обидчике, и искренне хотим ему помочь и его успокоить. Сотворение Адама и Евы. Первые люди предстоят пред Господом.
Начало великопостного пути. Вечерня с чином прощения
Дата, история и традиции дня «Адамова изгнания». В этот день православные верующие просят прощения друг у друга и готовятся к предстоящему испытанию духа и тела. Рассказываем, откуда появилась традиция, что можно и нельзя делать в этот день. История Прощёного воскресенья Прощёное воскресенье — это последний день накануне Великого поста в православии. В богослужебных книгах его называют Сыропустной неделей или Адамовым изгнанием.
Название «сыропустная» пошло из-за того, что этот день — последний, когда можно есть сыр и другую молочную пищу перед Великим постом. Сыропустная неделя заканчивает Сырную седмицу, которую в народе называют Масленицей, поэтому Прощёное воскресенье — это ещё и последний день Масленицы. Когда будет Масленица в 2024 году. История и традиции праздника блинов «Адамовым изгнанием» день называют, потому что в это воскресенье православная церковь проводит богослужения и вспоминает библейский сюжет — изгнание людей из рая.
Считается, что раз Бог простил Адама и Еву, хотя те ослушались его наказа, то и обычные люди должны найти силы для прощения обидчиков и самим попросить прощения. Народное название «Прощёное воскресенье» появилось из-за совершения чина прощения в церквях. Традиция появилась в древности у египетских монахов.
А значит, завтра начнется Великий Пост, в который мы должны войти со смиренным сердцем, попросив прощение у своих родных и близких, у всех тех, кто нас окружает, простить и позабыть все обиды, чтобы не было в нашей душе той червоточины, которую порождает напрасная злоба. В этот день в храмах совершается чин прощения. Священники меняют облачение на постовое.
Дорогие братья и сестры, мы стоим с вами на пороге Великого поста. Сейчас в молитве мы просили, чтобы Господь помог нам пройти это спасительное для души время в покаянии и молитве, соединяясь с Господом в святом и спасительном Таинстве Причащения и тем самым укрепляя себя в подвигах поста, молитвы и воздержания. Первым условием, которое Церковь ставит перед нами, для того, чтобы войти в спасительное время Великого поста, является взаимное друг с другом примирение.
Поэтому сегодняшний воскресный день называется Прощеным воскресеньем. Сегодня каждый из нас должен вспомнить тех, кого он обидел, кого огорчил, кого осудил, кому не помог в трудную минуту жизни, не проявив христианской любви в отношении своего ближнего. Не формально надо попросить прощения у того человека, которого мы огорчили, которого обидели, осудили. Надо снять с души ту тяжесть, которая лежит на сердце после совершенного нами греха в отношении наших ближних. Всякий из нас, оглянувшись на свой жизненный путь, увидит, как часто мы обижаем друг друга, как часто осуждаем других людей, забывая слова Спасителя "Не судите, да не судимы будете" Мф 7. Господь в Евангелии очень образно говорит: "Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
Современники Ноя, не соблюдши поста, испытали всю тяжесть негодования Божия и были истреблены всемирным потопом. А сам Ной, допустив небольшое послабление в воздержании, обнаженный повергся пред своими сыновьями. Исава невоздержание лишило прав первородства и отеческого благословения. Сыны Израилевы, не соблюдши поста, лишились небесной утехи и божественной благодати.
Теперь ты знаешь, что потерпели нарушители поста и воздержания; узнай же и то, какой чести и милости удостоились те, которые его почитали и сохраняли. Воздержание снискало Моисею достоинство законодателя, и поставило его во главе народа. Постничество вознесло Илию на огненной колеснице на небо, а его всечестную милоть сделало драгоценнее царской багряницы. Воздержанием Даниил во рве заградил уста диких зверей и из их пасти вышел невредимым. Воздержанием украсившись, три отрока потушили печь, разженную седмерицею, и пламень обратили в веяние влажной прохлады. Подвижник воздержания, Иоанн, наречен большим среди пророков и удостоился крестить во Иордане Господа славы. Но что говорить о пророках и праведниках? Сам Христос подвигом воздержания низложил врага и нам дал в нем оружие попирать его. Поэтому, примем пост, как драгоценный дар, святое сокровище, изображение истины, начало благочестия, основу духовного учения, умерщвление страстей, отгнание греха, бич пророков, сподвижника детства, губителя демонов, запрещение диаволу, низложение идолов, украшение церкви, силу царей, похвалу иереев, вразумление мужей, целомудрие жен, воспитание чад, свободу рабов, утешение бедных. Кто, возлюбив пост, не был прославлен?
Кто, соблюдши его, не был возвеличен? Кому его исполнение не доставило блаженства? Кто, укрепившись им, не победил искушений? Кто, вняв его призыву, не только не получил чести от людей, но и не отвратил от себя гнева и негодования Божия? Ахаав, вооружившись им, не избавился ли от грозного гнева Божия? Будучи осужден на съедение птицам и зверям и на то, чтобы псы лизали кровь его, и омывали блудницы 3Цар. Разве не постом ниневитяне, от человека до скота, отвратили угрозу, изреченную на срок трех дней, и оставили бездейственным слово пророка Ионы? Разве не подвигом воздержания пророки достигали созерцаний и видений Бога Вседержителя и презирали и провещали будущее как настоящее? Разве не им вооружались апостолы, когда во всю землю вышло вещание их и в концы вселенной - слова их Пс. Разве и мученики, не им облекшись, разрушали храмы и алтари и курения идольские и ни во что вменяли угрозы гонителей?
Разве не из любви к нему преподобные оставили мир и все его прелести и, обитая в пустынях и горах и пещерах и пропастях земных, по апостолу Павлу Евр. Будем же и мы сохранять пост, эту пристань душ, врачество тел, умирение помыслов, умерщвление страстей, — пост который ограждает чужое имущество, предупреждает обиды сиротам, является заступником вдов, не позволяет нам погрязать в житейских суетах, жизнь смертных делает равно-ангельской, научает прилежать закону Божию день и ночь. О нем именно говорит пророк Захария, раскрывая его громкую славу: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством Зах. Видите ли, как пост обращается в праздник? Слышите ли, какова его слава и его венцы? Убедитесь же, как возвышает он своих исполнителей в любви духовной. Вы хотите глубже проникнуть в его смысл? Откройте уши вашего сердца, вникните в духовные песни, изливающиеся из источника бессмертия вечно текущими струями. Что говоришь ты, пророк? Какого Израиля ты разумеешь — плотского или духовного, то есть душу, ведущую Бога?
Прощенное воскресенье 2023: какого числа, история и традиции у православных
Народное название «Прощёное воскресенье» появилось из-за совершения чина прощения в церквях. О традиции испрошения прощения, которое зачастую считается прообразом чина прощения, упоминается в житии прп. 26 февраля, в Прощеное воскресенье, накануне Великого поста, Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил вечерню с чином прощения. Перед чином прощения наместник монастыря епископ Вениаимн прочитал молитву перед началом Великого поста, в которой испрашивается Божие благословение на духовные подвиги на постническом поприще. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.
Прощеное воскресенье
Блуд, пьянство, наркомания — все это, увы, стало нормой жизни. А в оправдание мы слышим избитое мнение, которому следуют очень многие за пределами храма: «Все так живут! Мы должны отвечать: «Пусть так живут все, но я так жить не буду. Я буду жить своим разумом, своей совестью, своим сердцем, буду жить с Богом! Буду молиться, каяться и надеяться, что Господь меня простит и дарует мне Царствие Небесное, и я буду там вместе с Ним». Помните: когда мы Великим постом сугубо молимся о том, чтобы Господь помог нам справиться с внутренними душевными недугами и грехами, то боремся духовно и против войны. Федор Михайлович Достоевский в «Братьях Карамазовых» говорил: «Дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей». Сердце каждого стоящего здесь в храме — это поле брани, и итог битвы зависит от вашего выбора.
Вы будете склоняться или ко злу, или к добру; будете или грешить, или в покаянии стремиться жить добродетельно. Это очень непростой выбор, особенно в современном мире, который все больше погружается во зло. Дьявол свирепствует, и бесы выбрались из бездны, чтобы искушать людей. Мы видим, что люди обезумели и живут одним днем, им безразлично, что будет с ними завтра, что будет с их душой. Они уверены, что за пределами этой жизни ничего нет, но мы-то с вами знаем, что после смерти есть вечность, и в этой вечности есть Господь Бог. От нас зависит, продвинемся ли мы хоть на шажочек ближе к вечности во время этого Великого поста или же останемся в том же бедственном и плачевном духовном состоянии. Дорогие мои, напоминаю, что нам предстоит совершить духовный труд, как всегда в Великий пост.
Его следует отличать от повседневных обычаев испрашивать взаимного прощения, например, в завершении великого повечерия, или же прощения, которое полагалось испрашивать монахам в течение всего поста согласно Студийскому уставу, или клирикам и мирянам от Патриарха архиерея по Типику Великия Церкви 1838 г. Историческим прототипом богослужения является чин прощения, совершавшийся Московским патриархом и русскими архиереями в кафедральных соборах. Кроме того, описания чина прощения содержатся в монастырских Обиходниках, отражающих богослужебные традиции русских обителей. Эта удивительная по красоте вечерня, совмещенная с чином прощения, действительно задает покаянное и молитвенное настроение Великого Поста и вводит в него молящихся.
Нигде лучше не чувствуется глубокий призыв Церкви к человеку. Пением великого прокимна завершается праздничное воскресное богослужение, и от «Сподоби Господи» , которое читается сразу после прокимна начинается великопостное звучание. Если богослужение начато в светлых одеждах, то в это время священнослужители переоблачаются в темные, постовые облачения. Священник произносит просительную ектению «Исполним вечернюю молитву», а хор поет на каждое прошение особым, постовым распевом.
После стихир на стиховне, чтения «Ныне отпущаеши» и «Трисвятого» по «Отче наш» поются великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря.
Сегодня, в Прощеное воскресенье, после примирения с нашими близкими, с теми людьми, с кем мы живем, постараемся сохранить душу и сердце свое в мире, чтобы начать Великий пост примиренными. Завтрашний день называется Чистым понедельником, потому что предусматривает наше примирение друг с другом, снимающее с нашей совести и с нашей души многие и многие грехи против ближних, которые мы делаем ежедневно, ежечасно, на протяжении нашего жизненного пути. Я молитвенно желаю всем вам, дорогие братья и сестры, пройти спасительное время Великого поста в молитвенном подвиге и воздержании от грехов. Ведь в стихирах и песнопениях церковных неоднократно говорится: "Постящеся братия телесне, постимся и духовне". Главное - надо постится духовно, не обременять себя новыми грехами.
Будем же каяться, получать от Господа прощение, соединятся с Господом в святом и спасительном Таинстве Причащения. А когда мы с Господом, нам не страшно ничто. Так и мы, если будем уповать на помощь Божию, будем духовно поститься в продолжение Великого поста, Господь нас укрепит, поможет и даст силы пройти спасительное время Великого поста и в радости встретить Господа Воскресшего в светлый день Пасхи Христовой.
С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. В этот день вспоминает Церковь страшную трагедию, свершившуюся с человечеством на заре его истории — изгнание его, в лице общего нам всем праотца Адама , из Рая. Византийская мозаика.
Палатинская капелла , Палермо. XII век Второе название — «Адамово изгнание» — происходит от того, что в этот день в песнопениях в стихирах на вечерни и на утрени и в каноне вспоминается изгнание из Рая Адама по причине грехопадения. На литургии в этот день читается Евангелие от Матфея зачало 17-е Мф. Перед началом Великого поста, подготавливая к нему, Православная церковь призывает плакать и сокрушаться о своих грехах, как это делал изгнанный Адам. В Триоди постной песнопения этого дня сообщают, что греховное состояние человечества подобно состоянию изгнанного из Рая Адама.
Прощеное воскресенье: как проходит Чин Прощения
И мы должны просить Христа о прощении и о благословении, с тем чтобы Его крест стал нашим спасением, чтобы ранами Его мы исцелели, чтобы, познав крестную любовь Господню, в благодарность мы нашли в себе силы принести Ему всю жизнь свою, всю любовь свою. О Прощеном воскресенье, необходимости просить прощения и прощать и о правильном великопостном устремлении рассказал игумен Флавиан (Матвеев), наместник Крестовоздвиженского монастыря. Сегодня мы просим другу у друга прощение и просим у Бога, чтобы он благословил наше намерение. ТК Союз нуждается в поддержке: Группа ВК МузСоюз Также рекомендуем вам посмотреть: Святейший Патриарх Кирилл: Лекции профессора а: Церковный календарь: Читаем Евангелие вместе с Смотрите видео онлайн «Чин прощения 17 марта. По окончании чина Владыка митрополит благословил каждого пришедшего на богослужение на прохождения поприща Великого поста. О расхожих стереотипах — в материале РИА оттепель не навредила"Чин прощения", пожалуй, — самая трогательная из православных традиций.
«Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших»
И как тяжело произнести эти слова, как тяжело открыться перед другим человеком. Легко открываться наедине перед самим собой, но как важно то, что мы переживаем, когда откроем сердце другому человеку. В этот момент все грязное, греховное, скверное как будто вываливается наружу. Тогда появляются слезы, тогда мы по-настоящему видим бедственное свое положение, тогда по-настоящему начинаем каяться. И тогда все средства, которые Господь дал нам, бывают на пользу: таинства Покаяния, Причащения, Соборования. Таинства дают благодатную силу, чтобы во время подвига мы не ослабли. В результате, наша гордыня отступает, и мы начинаем жить по-настоящему.
Возможно, его основой послужила практика Иорданского монастыря, описанная в житии преподобной Марии Египетской, которое читается Великим постом. Но эта практика была исключительной, потому что ни в древних типиконах уставах , ни в современном типиконе, ни в Триоди постной богослужебной книге поста мы этого чина не находим. Вечерня Прощеного воскресенья — это первая служба Великого поста, ведь в Церкви день начинается с вечера. Ее последование немногим отличается от вечерни среды или пятницы Сырной седмицы, на которых уже делаются земные поклоны и читается молитва Ефрема Сирина, — просто на них мало кому удается прийти. Различий несколько: открываются царские врата, меняются облачения священников и убранство храма на черный и звучит великопостный «великий прокимен»: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю…», выражающий, по слову протоиерея Александра Шмемана, главное настроение первых дней Поста — светлую печаль: «таинственную смесь отчаянья и надежды, тьмы и света» для человека, слабого отрока, безвольного раба, стремящегося в Царство Божие, но ощущающего себя изгнанным из него. Светлая печаль — потому, что одновременно с осознанием греховности возникает и покаяние как путь к возрождению, обновлению души.
Не случайно в одном из песнопений Триоди постной пост сравнивается с весной — «возсия весна постная». Только в начале весны бывает такой холодный свет, такой прозрачный воздух, и мне кажется, он очень соответствует духовному переживанию начала Поста — чистоте, трезвенности, что передается всем богослужебным строем Поста — тихие строгие распевы, темные облачения, мерные поклоны. Весна — это обновление жизни, обновление духа, но «весна душам» начинается прикровенно в самой глубине, как и в природе ранняя весна, которая наступает в это время: зримых изменений вроде нет, но уже день стал длиннее, и тьма отступает. Вечерня Прощеного воскресенья открывает время, когда каждый может почувствовать себя немного монахом: начинаются длинные службы, земные поклоны, постная пища, чтение святоотеческих поучений.
В минорном тоне творятся вечерние молитвы. Настоятель громко читает молитву св.
Ефрема Сирина с троекратным поклоном. Затем он произносит «Владыко Многомилостиве», присутствующие преклоняют колена. Далее проводится Чин Прощения. Настоятель кладет поклоны перед образами Иисуса Христа и Пречистой Девы Марии, целует крест и прикладывается к иконам. Звучат стихиры и прокимены, прославляющие Отца Небесного, Духа Святого, Христа и Богородицу, призывающие к духовному подвигу Поста и приготовлению к сопричастию в вечной пасхальной радости. После этого настоятель произносит текст проповеди, по окончании которой со смирением просит прощения у прихожан.
Присутствующие священнослужители вслед за ним прикладываются к образам и к кресту. Просят друг у друга прощения. Миряне также целуют крест. Народные традиции Прощеное Воскресенье совпадает с периодом массовых гуляний в честь Масленицы, однако этот праздник наполнен глубоким духовным смыслом, является преддверием поста как периода духовных испытаний и борьбы со страстями. В честь праздника принято было накрывать стол и созывать ближних и дальних родственников.
Предварительный период длится три недели, в это время Церковь подготавливает верующих ко Святой Четыредесятнице. В наши дни миряне и духовенство собираются в последнее воскресенье перед Великим постом на молитву, чтобы сказать друг другу слово «прости» - то важное слово, на которое нашему праотцу Адаму в райском саду не хватило смелости. Важно, чтобы взаимное прощение было не пустой формальностью, не данью традиции, а искренним желанием далее пребывать с ближними в мире и любви.
Летопись прихода
На Руси в Прощеное воскресенье было принято гадать на блинах. Делали это в процессе выпечки первого блина и обращали внимание на такие детали: ровные края — скорое замужество, которое будет счастливым; неровные края — не исключены сложности в семейной жизни; толстый блин — трудности в жизни; тонкий — год пройдет как по маслу; румяный — признак здоровья; бледный — к возможным болезням; зажаренный посередине — муж сохранит верность; зажаренный по бокам — отправится за приключениями. За праздничным застольем старались съесть все блины. Если это удавалось, люди радовались, понимая, что весь год они проживут в счастье и достатке. Но речь идет о каком-либо масштабном деле, рутинный бытовой труд допускается. Также обычно советуют отказаться в праздник от рукоделия и "грязной" работы по дому. На Руси в этот день категорически запрещалось совершать плохие поступки, обижать людей.
Умудренные опытом старики говорили молодым: "Нельзя просить прощения не от чистого сердца или делать вид, что прощаешь человека, но делаешь это неискренне". Принято считать, что в этот день нельзя злиться, раздражаться, ссориться с близкими людьми. Нельзя думать о плохих вещах, жаловаться, отказывать в помощи нуждающимся. Приметы и поверья на Прощеное воскресенье Особенная магия Сыропустной недели и последнего дня Масленицы способствовала появлению огромного количества примет и поверий, которые призваны обеспечить семейное благополучие и личное счастье. Пепел от костра нужно было рассыпать по полям, чтобы "накормить" землю. Молодые девушки на Руси делали из ткани маленьких куколок и сжигали их во дворе.
Считалось, что так они перекладывают на игрушку все свои печали и беды. Хорошая хозяйка всегда ставила опару на блины и выпекала их без посторонних глаз. В противном случае тесто непременно окажется испорченным, и тогда домашних будут подстерегать многочисленные несчастья. Праздничными блинами было принято потчевать друзей и соседей. При этом обязательно смотрели, кто первым возьмет угощение. Если мужчина, то семья ожидала рождения сына, если женщина — дочери.
Девушки с удовольствием брали на себя обязанность обносить блюдом с блинами гостей, соседей или просто угощать прохожих. Ведь если на тарелке не оставалось ни единого кусочка, то свадьба была уже не за горами, а вот количество несъеденных блинов указывало на количество лет до замужества. В Прощеное воскресенье обращали внимание не только на блины, но и на гостей. Если первым на огонек заглядывал мужчина, примета пророчила скорое замужество проживающей в доме девице.
У праздника нет определенной даты в календаре: он выпадает на февраль или март и зависит от даты Пасхи. Именно от нее рассчитывают начало Великого поста, который длится семь недель до Воскресения Христова. Первые два названия встречаются в богослужебных книгах Триоди и Типиконе , тогда как именование "Прощеное воскресение" — исключительно обиходное и употребляется только в православном быту. Считается, что раз Бог простил Адама и Еву, хотя те ослушались его наказа, то и обычные люди должны найти силы для прощения обидчиков и самим попросить прощения. Народное название "Прощеное воскресенье" появилось из-за совершения чина прощения в церквях. Традиция родилась в древности у египетских монахов. В этот день, чтобы в тишине и сосредоточенности на Боге подготовиться к встрече Пасхи, они удалялись из монастыря в пустыню, скрывались в пещерах и там в уединении проводили весь пост. Пустыня — опасная среда. Монахи могли стать жертвой хищных зверей или ядовитых змей, заболеть, встретиться с разбойниками и погибнуть. Перед исходом они собирались на совместное богослужение, после которого просили друг у друга прощения. Монахи очень хорошо понимали, что этот Великий пост может стать для них последним, и просили прощения, чтобы, если так случится, с мирным и легким сердцем предстать перед Богом. Со временем появился чин прощения. Во время него настоятель храма или монастыря после вечерни кланяется прихожанам и просит у них прощения, те также отвечают ему поклоном. Чин прощения со временем ушел в народ. Даже если человек не посещает церковь, принято в Сыропустную неделю просить прощения у родственников и близких людей. Значение Прощеного воскресенья Людям свойственно ошибаться, а Прощеное воскресенье — шанс каждого получить прощение за все проступки и прегрешения, совершенные вольно или невольно за прошедший год. Прощеное воскресенье напоминает, что обида, злость и, как следствие, отсутствие душевного мира может сильно осложнить наше существование в вечности, в которую каждый из нас может перейти внезапно и в которой уже ничего нельзя исправить. Что для освобождения души от этого греховного груза нужно научиться прощать тех, кто тебя обидел, задел, оскорбил. Последнее лишь призвано помочь нам осознать очень важную вещь: прощать своих обидчиков нужно каждый день. Прощать, независимо от количества и тяжести нанесенных обид, прощать, не считая. Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз" Мф 18:21—22.
Сотворение Адама и Евы. Первые люди предстоят пред Господом. Изгнание из Рая. Плач о потерянном Рае. Фрагмент северной двери иконостаса. Средняя Русь. Ибо вся наша праведность — как рубище нечистой жены перед Богом. И если можем еще рассчитывать на снисхождение, ради естественной своей немощи, при слабом прохождении телесных добродетелей, то затаенная ненависть в сердце не имеет для себя никакого разумного оправдания. И губит все наши труды и подвиги, навечно отлучая от Божьей благодати, ибо «не живет Дух Святой там, где есть гнев» Никон Черногорец. В прологе из жития святых 9-е февраля есть одна очень трогательная история о святом мученике Никифоре ок. В городе Антиохии жили два друга — священник Саприкий и мирянин Никифор, любившие друг друга о Господе. Но диавол позавидовал их нелицемерной любви и посеял между ними вражду. И вражда эта так разгорелась, что если они даже встречались на улице, то бежали в разные стороны, ослепленные бесовской злобой. И так они оба — Саприкий и Никифор, забыв о законе Христовом, устремились к вечной погибели. Но со временем мирянин Никифор раскаялся в своей злобе на иерея Саприкия и стал просить у него прощения. Трижды он присылал к нему своих друзей и соседей, считая себя грешным и недостойным приблизиться к оскорбленному им священнику, и трижды Саприкий отказывался от примирения. Наконец Никифор решился и сам пал к ногам своего бывшего друга со словами: — Прости меня, отец, Господа ради прости! Но Саприкий опять не захотел примириться со смиренным Никифором, ибо сатана овладел его сердцем. В то время было страшное гонение на христиан, и Саприкия привели на судилище. Правитель потребовал от него принести жертвы идолам, но Саприкий мужественно ответил: — О правитель! Мы — христиане. Наш Царь — Господь Исус Христос. Он — Единый, Истинный Бог, Творец земли и моря. Боги же ваши — бесы. Да погибнут они! Боги ваши — творения рук человеческих! Его долго и жестоко мучили, но Саприкий и в страдании говорил начальнику: — Ты имеешь власть над моим телом, но не над душою. Господь мой Исус Христос, создавший мою душу, Он Единый имеет над нею власть. Видя непреклонность Саприкия, его осудили на смерть. Но когда уже палач вел его на место казни, Никифор, услыхав об этом, прибежал и пал ниц перед Саприкием, со слезами взывая: — О, мученик Христов! Прости, прости меня! Я согрешил пред тобою! Но Саприкий, ослепленный злобой, вновь отрекся от примирения. Долго его упрашивал блаженный Никифор, но тщетно. И тогда сила Божия и благодать отступили от безумного священника, и Саприкий внезапно пал духом и отрекся от Господа Исуса Христа. Не теряй венца небесного, который ты сплел многими страданиями! Вот уже Небесный Владыка готовится явиться тебе и вознаградить вечной радостью за временные страдания и смерть. Но возненавидевший ближнего и за это оставленный Богом, Саприкий продолжал отрекаться. Тогда, укрепляемый Духом Святым, Никифор обратился к язычникам и сказал: — Я — христианин! Я верую в Господа Исуса Христа и не принесу жертвы идолам. Я приму казнь вместо Саприкия. Тогда по приказу правителя отступника освободили, а Никифору отрубили голову.
Пока оно горело, в огонь бросали различную снедь, а после развеивали пепел над полями. Таким образом люди надеялись «накормить» землю, чтобы летом и осенью получить в благодарность богатый урожай. Во многих регионах России эта традиция сохраняется по сей день, хотя и в несколько видоизмененном формате. Молодые девушки в этот день делали маленьких куколок из ткани и ниток, а затем сжигали их в укромном месте. Считалось, что игрушка заберет на себя все беды создательницы и исчезнет вместе с ними. Кроме того, в Прощеное воскресенье было принято ходить в баню, чтобы очиститься от грехов. Прощенное воскресенье в 2024 году — как просить прощения Особой формулы для выражения раскаяния в Прощеное воскресенье не существует. Чаще всего верующие говорят «Прости меня», а в ответ слышат «Бог простит, и я прощаю», но допускаются и любые другие формы извинений. Главное здесь не произнесенные слова, а искреннее желание заслужить прощение и отказаться от собственных обид. Врачи не рекомендуют съедать более одного-двух изделий за раз Извиняться можно за все вольные или невольные поступки. Никто не идеален, иногда люди ранят окружающих, не подозревая об этом. Поэтому важно научиться не держаться за прошлое и связанные с ним негативные эмоции. Далеко не всегда прощение означает, что отношения с человеком улучшатся или вернутся в прежнее состояние. Однако оно может стать серьезным шагом на пути к взаимопониманию и обретению душевного равновесия. Прощеное воскресенье в 2024 году — что можно и нельзя делать В Прощеное воскресенье верующие еще могут себе позволить скоромную пищу: яйца, рыбу и молочные продукты. Запрет на эти продукты начнет действовать только в первый день Великого поста — 18 марта.